Дмитрий Трунов (trunov_dmitry) wrote,
Дмитрий Трунов
trunov_dmitry

"Там чудеса, там леший бродит" - музей русских суеверий

IMG_9763.jpg

Сильно удивился, когда узнал от создателя музея, что калининградцы посещают это место очень и очень редко.

- Как так, почему? - разводя руками вопрошал я

- Все едут в Танцующий лес, на высоту Эфа или еще дальше - в Ниду. Посещать музей "Русских суеверий" им, видимо, не так уж и интересно - пожимая плечи сообщил хозяин домика

- Тогда я сделаю репортаж и покажу его тем, кто всё пропустил. Авось опомнятся - подытожил короткий разговор автор поста

И действительно, место это очень интересное и единственное в своем роде. Некогда музей дерева обрел совершенно другой вид и смысл, когда внутри небольшого домика появились деревянные фигурки, олицетворяющие собой суеверия и персонажи из русского фольклора. Лешие, кикиморы, черти и многие-многие другие. О существовании большинства ни я, ни вы не догадываемся, а они есть и знания о них передавались от поколения к поколению.

Вырезанные из дерева, стоит нечесть и добрые духи,  поглядывают на нас, рассказывая о себе и страхах наших предков. Совершенно искренне считаю, что музей надо посетить всем, кто живет в России.  Фольклор, дошедший к нам из старины путем сказок и суеверий, это неотъемлемая часть нашей культуры, а тот народ, который не знает свою культуру, не имеет будущего. Это мы все знаем.

Небольшая экскурсия по музею публикуется по большей части для того, чтобы вам наконец-то захотелось побывать тут и узнать много интересного и  мистического:


1. Искать этот домик надо на территории музейного комплекса национального парка Кушская коса - это 17,4 км косы, если что.




2. Вы сразу узнаете это место.




3. Итак, мы внутри. Приготовьтесь много читать, ибо я сделал много фото и хочу поведать о каждом персонаже. Так пост будет информативным и интересным. По крайней мере, мне так кажется.




4. Всего в музее представлено 72 персонажа. Всех их фотографировать я не стал, дабы вы приехали и увидели всё сами.




5. Болотняник - дух болота, живет в большом каменном доме с женой и детьми. Жена - болотница, дева - утопленница. Состоит в родственных отношениях с водяным и лешим. Обычно имеет вид седого старика с широким желтоватым лицом. Обернувшись монахом, завлекает путника в трясину. Любит гулять по берегу и пугать прохожих резкими звуками, выдувая воздух пузырями и причмокивая.




6. Леший – дух-хранитель леса. Леший способен менять облик по своему желанию, поэтому сложно сказать каково его истинное обличье, однако чаще всего ему приписывают образ старика с длинной бородой. У него серо-зеленые волосы, вечно запутанные, в которых торчат листья и ветки. В таком облике леший похож на человека, но от последнего его отличает сероватая кожа, отсутствие бровей и ресниц, а также большие зеленые глаза, которые светятся. Свой рост леший также способен изменять: в лесу он может головой доставать до верхушек самых высоких деревьев, а через мгновение, шагнув на луг, стать ниже травы.




7. Моховик - является людям в образе свиньи или барана. Питается растениями, но иногда заедает детей. Это самый маленький из лесных духов по сравнению с боровиком и лешим. Подчиняется лесному царю, делает то же, что все лесовые: заводит в глубь своих владений, чтобы там погубить человека. Средства спасения от моховиков те же, что и от леших.




8. Коровья смерть (Черная немочь) - в сознании крестьян Древней Руси злое существо, несущее смерть домашнему скоту. Представлялось чаще всего в виде черной коровы, кошки или собаки, а иногда безобразной и злобной старухи. По старинным поверьям, Коровья Смерть никогда сама по себе в село не приходила, а заносилась проезжим человеком.




9. Пойдем на второй этаж, там много всего.




10. Так говорили наши предки




11. Волосень - дух  болезни "костоеды". Мучает женщин, прявших под новый год. Объедает палец, а из него выпадает нечистая кость. Наказывает прях, взявшихся за работу в пятницу, против запрета




12. Степовой - живет в раздольной степи, хозяином проносится в крутящихся ветрах. Не к добру увидеть этого старичка с длинной бородой, так и пропасть в степи не долго.




13. Ведьма — один из основных персонажей демонологии восточных и западных славян, сочетающий в себе черты реальной женщины и демона. По народным представлениям, обычная женщина становилась ведьмой, если в нее вселялся (по ее желанию или против воли) злой дух, дьявол, душа умершего; если она сожительствовала с чертом, бесом, змеем или заключала с ними сделку ради обогащения. Магическая ведовская сила могла быть как врожденной, доставшейся женщине по наследству от матери-ведьмы, так и приобретенной,— например, от умирающей Ведьмы, которая передала наследнице свои колдовские знания (“своего духа”). Считалось также, что способность женщины к ведовству могла быть вызвана неправильным поведением ее родителей: например, если мать кормила ее грудью “три Великие пятницы”, т.е. более двух лет; если ее мать и она сама были рождены вне брака.




14. Обменыш - бесы любят воровать не крещеных детей у родителей и подменять их на обменышей. Эти обменыши бывают очень тощи телом и крайне уродливы: ноги у них всегда тоненькие, руки висят плетью, брюхо огромное, а голова непременно большая и свисшая на сторону. Сверх того, они отличаются природной тупостью и злостью и охотно покидают своих приемных родителей, уходя в лес. Впрочем, живут они недолго и часто пропадают без вести или обращаются в головешку.




15. Шерстнатый - ночной демон, давящий спящего человека. Он мохнатый, обросший мягкой шерстью; руки, как у человека — гладкие, с острыми длинными ногтями; имеет хвост. Чаще он давит шутя, а сердить его нельзя — может всерьез задушить!




16. Василиск - рождается из петушиного яйца, высиженного жабой, или из яйца, снесенного и высиженного петухом в алтаре (ср. других мифологических персонажей, появляющихся из петушиного яйца, черта, летающих змеев, домовых духов, приносящих богатство хозяину). ВАСИЛИСК также может снести яйцо, из которого вылупится гадюка.

Василиск обладает смертоносным взглядом, который проникает сквозь стены и обращает все живое в камень. Но взгляд Василиска смертелен и для него самого: Василиск умирает, увидев свое отражение в зеркале. Губителен для Василиск вид или крик петуха. Дыхание Василиска также ядовито. Василиск отравляет окрестный воздух, опаляет и убивает птиц. Василиск обитает в расщелинах скал, пещерах; является хранителем кладов. Он не нуждается в пище, ему достаточно полизать камень, чтобы утолить голод.




17. Чур меня - у наших предков-язычников он был божеством не самого высокого ранга, однако имя его до сих пор повсюду знают и чествуют. Он почитался покровителем и сберегателем границ поземельных владений. На межах своих участков земледельцы насыпали бугры, огораживая их частоколом, и такого бугра никто не смел разрыть из опасения разгневать божество. Порубежная полоса считалась неприкосновенной, никто не мог переступить ее своевольно. В определенные дни глава семейства обходил владения по этой черте, гоня перед собою жертвенных животных, пел гимны и приносил дары божеству; здесь же, на некотором расстоянии друг от друга, ставились крупные камни или древесные стволы, носившие названия термов. В яму, в которой утверждался терм, клали горячие угли, хлебные зерна, караваи, плоды, лили мед и вино. Здесь все было подвластно Чуру, и место, где он главенствовал, а порою и показывался, получало таинственное освящение, и потому за черту родовых владений не дерзали переступить враждебные духи.




18. Мороз  — персонаж славянского сказочного и обрядового фольклора; культ МОРОЗА косвенно отражен во всех славянских традициях (главным образом в пословицах и поговорках). У восточных славян представлен сказочный образ МОРОЗ-— богатыря, кузнеца, который сковывает воду “железными” морозами (калинниками, по народной этимологии связанными с “калить”); сходные представления отражены в чешских и сербохорватских фразеологических оборотах и обычаях, связанных с кузнецами. Возможно, что сказочный образ Мороза (Трескуна, Студенца), в русской сказке идущего с Солнцем и Ветром и угрожающего заморозить встретившегося им мужика, может быть сопоставлен с образом Мороза, живущего в ледяной избушке и одаривающего (в функции сказочного помощника) пришедшего к нему.




19. Зимник - если зимою заходит из лесу в деревню старик небольшого роста, с белыми что снег волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, босой, в теплой зимней одежде и с железной булавой в руках - жди жестокой стужи которую предвещает появление Зимника




20. Удельница - дух похетитель доли, счастья, судьбы и дающий другой удел в жизни: болезнь, смерть, уродство. Гений злого рока: черный, волосатый, растрепанный. Они преждевременно вынимают младенца из материнской утробы и уродуют его, мучают родильницу. Если беременная женщина спит навзничь, нараспашку, без пояса, а на столе оставлен нож, удельницы вынимают им младенца. Оттого рождаются уроды или живот оказывается пустым, хотя бы налицо были все признаки беременности.




21. Навьи -  покойники, загробные духи. От древнерусского навь - духи смерти, духи умерших иноплеменников. Считалось, что они могли насылать болезни на людей и домашний скот, а так же стихийные бедствия.
По ночам навиьи носятся по улицам, поражая всех, кто выходит из дома. Люди умирали от ран. Потом навьи стали и денем появляться на конях, но были невидимы. Для спасения от навий надо было не выходить из дома. Чтобы защитить жилища, необходимы были обереги, заговоренные предметы и т.п. Одежда людей включала специальную вышивку с охранительными знаками от навий.




22. Русалка - вредоносный дух, появляющийся в летнее время в виде длинноволосой женщины в злаковом поле, в лесу, у воды, способный защекотать человека насмерть или утопить в воде. Восточнославянский термин русалка связан с древнерусским названием языческого весеннего праздника русалии




23. Водяной - злой дух, воплощение опасной и грозной водной стихии. Чаще всего он выступал в облике мужчины с чертами животного - лапы вместо рук, рога на голове, или безобразного старика, опутанного тиной с длинной бородой. Славяне верили, что водяные - это потомки тех представителей нечистой силы, которых бог низвергнул с небес в реки, озера и пруды.




24. Пошли обратно на первый  этаж. Тут все топы закончились =)




25. Жуть какая




26. Краткая справка




27. Конечно, в музее есть не только персонажи из фольклора, но и такие предметы




28. Вазила - обладает человеческим обликом с зооморфными признаками — лошадиными ушами и копытами, носит человеческую одежду, живет в хлеву, где заботится о размножении лошадей, предохраняет их от болезней и припадков, приносит им особенную траву от которой лошади крепнут и делаются сильными и рослыми, оберегает ночью на выпасе большие табуны от нападения хищных зверей, противостоит другому духу — Кумельгану, вредящему лошадям.




29. Жировик - это смешной домашний дух, проказящий не со зла, а от скуки и от веселого нрава. Великий обжора и сластена, любящий жить в тепле, всегда незримо вертится возле хозяйки, занятой приготовлением пищи. Уж он непременно лизнет горячие оладьи или пирог, а по ночам возится с немытой посудой, вылизывая её, покряхтывая от удовольствия.




30. Воструха - дух, обитающий в жилище, древнейший предшественник домового. Живет он за печкою и караулит воров. Вострухина острого слуха ничто не утаится, там, где он живет, ничего приключиться не может, ничто не пропадет в доме. Даже красоту и непорочность юных дев, как честь и достояние дома, бережет Воструха!




31. Злыдни - демоническое существо, враждебное человеку, его недоля, беда. В современном украинском языке это слово употребляется в значении «нищета».
Злыдни отличаются от пассивной доли: последняя только не содействует благосостоянию человека, первые приносят ему несчастие. В некоторых местностях злыдней представляли в образе невидимых стариков-нищих: где они поселятся, там вечно будет бедность.




32. Дрема - существо (может быть человеком), которое сыплет детям песок в глаза, чтобы им хотелось спать.




33. Домового дитя - иногда в разных частях жилья вдруг слышится — и только кому-то одному — плач ребёнка. Это плачет дитя домового. В этом случае можно покрыть платком то место, откуда слышится плач (скамью,стол, лавку), и «домовичка», мать, не находя скрытого ребёнка, отвечает на задаваемые ей вопросы, лишь бы открыли ей дитятю; спросить у неё тут можно что угодно!




34. Запечник - весёлый домашний дух, живущий за печью, любитель пошутить. Пропадёт ли у хозяйки что-то, разобьётся ли посуда - всё это проделки Запечника. Проделки эти необременительны для хозяев - ну что с ним поделаешь? Характер такой...




35. Чудинко - по иному - Поганка. Не добрый дух, пугающих жильцов по ночам стуком и треском. Особо зол в брошенных домах.




36. Шелукуны - кикиморовы дети, сами с кулачок, ноги конские. Носят изогнутые, остроконечные шапки и кушак. Бегают они в зиму по улицам с крючковой палкой в руках, которыми хватают пьяницу. Кружат их, толкают, могут окунать в прорубь




37. Кикимора - Злой дух. Маленькая невидимая женщина (иногда считается женой домового).По ночам беспокоит маленьких детей, путает пряжу (сама любит прясть или плести кружева - звуки прядения




38. Хлевный - живет этот домашний дух в хлеву,отличается от прочих своей добротой ипомогает содержать в порядке хлевы.




39. Овинник - самым зловредным в семействе домовых считался овинник. Еще его звали гуменником. Сидело это черное, лохматое, все в саже существо в самом дальнем углу овина — сарая, где в старину сушили снопы. Лишь глаза его днем и ночью сверкали, как у кошки. Все видел, все примечал этот пронзительный взгляд. Следил за укладкой снопов, отмечал время, когда приходит пора топить в овине, присматривал, чтобы огонь не разгорался слишком сильно, чтобы не случился ненароком пожар. Рачительные хозяева разводили огонь, спросив прежде разрешение у овинника.




40. Банник - обитает в бане; обычно невидим, иногда принимает вид голого старика, покрытого грязью и листьями от веника, или человека с длинными волосами, а также превращается в собаку, кошку, в белого зайца. Живёт за каменкой или под полком




41. Сарайник - дух местом жительства которого является сарай. Незримо помогает поддерживать там порядок, но может наказать нерадивого хозяина, например, завалить плохо сложенные дрова. Проказник и колоброд, помощник дворового.




42. Бабай - злой ночной дух, старикс котомкой или большим мешком, в который он якобы забирает непослушных детей. Когда приходит ночь, Бабай из огорода или из леса приходит под окна и сторожит. Услышит капризы, детский плач — начинает шуметь, шуршать, скребется, стучит в окно. Правда, он всего лишь пугает непослушников и никого не крадет: зачем ему лишние хлопоты?!




43. Боли-бошка - дух леса живущий в ягодных местах, пуще всего на клюкве да бруснике. Сам он большеголовый, рукастый, неуклюжий, одежка — рвань в заплатах. Носик востренький, а глаза — не поймешь, не то печальные, не то хитрые. Прикинется жалконьким старичком, выйдет навстречу и просит помочь найти утерянную кошелку, корзинку или еще что-нибудь. Нельзя поддаваться на его уговоры, как бы ни умолял. Уступишь — начнешь о его потере думать, смотреть по сторонам, наклоняться, искать — вскочит боли-бошка на шею, голову петлей стянет, будет водить по лесу. Голова разболится, заблудишься и вовсе пропадешь.




44. Аука - лесной дух, который никогда не спит и всегда не прочь подшутить над случайным прохожим или заплутавшим грибником.




45. Листин - старый слепой дух леса, предводитель лесавок; его жена и помощница — баба листина. Они не страшные, хотя пугать любят.
Листин — слепыш весь из листьев, баба его — с туловом из мха, вместо рук — еловые шишки,на ногах настоящие лапотки.




46. Шишига - маленькое горбатое существо, брюхатое, холодное, с сучковатыми руками. Набрасывается на зазевавшихся прохожих и тащит их в воду. В отличие от всем известного водяного, шишига обитает в камышах, предпочитает мелкие речушки и водоемы. Днем отсыпается, появляется только в сумерках. Можно предположить, что шишига состоит в родстве с шишом, ибо напоминает его мелочностью своих пакостей.




47. Шиш - нечистая сила живущая обычно на обочинах и играющая свадьбы свои, когда на проезжих дорогах вихри поднимаются столбом. К "шишам" посылают в гневе докучных или неприятных людей. "Хмельные шиши" бывают у допившихся до белой горячки: до чертиков. Голова шиша с кулачок, нос длинный и вертлявый - в точности шиш - или кукиш.




48. Дикинькие мужички - Эти существа, небольшого роста, с огромной длинной бородой и хвостом, сродни лешим. Бродят по лесу, перекликаясь в глухую полночь страшными голосами, нападают на людей, с хохотом щекочут их по всему телу костяными пальцами, пока их жертвы не умирают




49. Межевичок - такой же маленький, как и луговик, в такой же одежде из травы, но не зелёный, как его брат, а черный. Иногда он мог иметь и облик, аналогичный облику полевого: «межевой… хозяин полей, старик, борода у него из колосьев».




50. Луговичок - дух лугов. Маленький зеленый человечек в одежде из травы. Он исподтишка помогает людям во время сенокоса и считается дитятею полевика.




51. Белун - мифическое доброе существо в верованиях малорусского народа. Представляется в виде старца с длинной белой бородой, в белой одежде, с посохом в руке. Его деятельность проявляется в двух направлениях: он днем показывает дорогу заблудившимся путешественникам, и прячется во время жатвы в хлеб, откуда выходит к тому или другому жнецу и просит платком утереть ему нос; если жнец это сделает, тогда Белун дает ему обильные подарки.




52. Лихо - предстаёт либо как огромный одноглазый великан, либо как высокая страшная худая женщина с одним глазом. Когда рядом с человеком находится Лихо — его начинают преследовать самые разные несчастья. Часто Лихо привязывается к такому человеку и всю жизнь вредит ему.




53. Чёрт - антропоморфные существа, покрытые черной шерстью, с рогами, хвостами и копытами. В русской средневековой живописи облик ЧЁРТА отличается от человеческого остроголовостью (или волосами, стоящими дыбом — шишом: отсюда эвфемизмы типа шиш, шишига), иногда — крыльями за спиной.




54. Яга баба - уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой.




55. Вот и всё. Больше экспонатов показать не могу.




56. Если только вот этих =)




57. На выходе стоит дерево желаний, на которое обязательно надо повязать веревочку и загадать желание.



Моё мнение - отличный и очень познавательный музей. Ходить с детьми обязательно. Сколько потом можно сказок рассказать. Настоящих русских сказок и легенд.

Свято верю, что многие из тех, кто прочитал данный пост, соберутся с силами и посетят это место. Особенно это касается жителей и гостей Калининграда.

Не забывайте, что этой записью достаточно поделится со своими друзьями. Для этого жмите одну или несколько кнопочек ниже. Заранее спасибо.


Tags: национальный парк "Куршская коса", фоторепортаж
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 65 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →